Воплощение традиций исполнительской школы Оборина при работе над фортепианными сонатами Бетховена


  • Автор: Т. Е. Рубина
  • Рецензент: Ю. В. Диденко, доц. каф. спец. ф-но под рук. М. С. Воскресенского; В. Ф. Щербаков, к. пед. н., проф., зав. каф. спец. ф-но МГИК; Е. И. Максимов, д. иск., проф. межфак. каф. ф-но; А. В. Наумов, к. иск., доц. каф. ист. русской муз. МГК им. П. И. Чайковского
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2021
  • Тираж: 50 экз.
  • К-во страниц: 20
  • ISBN: 978-5-89598-417-8 (в обл.)

Воплощение традиций исполнительской школы Л. Н. Оборина при работе над фортепианными сонатами Л. ван Бетховена op. 31 № 2 и op. 53 в межфакультетском классе фортепиано : Учебно-методическое пособие.

В предлагаемом учебно-методическом пособии суммируется опыт одной из главных фортепианных школ Московской консерватории (К. Н. Игумнова — Л. Н. Оборина) применительно к курсу общего (межфакультетского) фортепиано. Автор — известная концертирующая пианистка и опытный педагог — сосредотачивается на исполнительских рекомендациях, касающихся двух фортепианных сонат Л. ван Бетховена — № 17 и 21.

Издание адресовано преподавателям и студентам музыкальных вузов.

Введение 4

I. Традиции русской фортепианной школы и особенности педагогики Л. Н. Оборина 5

1.1. У истоков русской фортепианной школы 5

1.2. О преемственности традиций (школа К. Н. Игумнова) 5

1.3. Об исполнительско-педагогических принципах Л. Н. Оборина 6

II. Основные принципы работы над сонатами Бетховена № 17 и 21 9

2.1. Соната № 17 d-moll op. 31 № 2 9

I часть. Largo — Allegro 9

II часть. Adagio 13

III часть. Allegretto 14

2.2. Соната № 21 C-dur op. 53 14

I часть. Allegro con brio 14

II часть. Introduzione. Adagio molto 16

III часть. Rondo. Allegretto moderato 17

Заключение 19

Список литературы 20

Обучение игре на фортепиано издавна является неотъемлемой частью воспитания музыкантов-непианистов различных специальностей, входя в учебные планы любого музыкального учебного заведения России (от ДМШ до ВУЗа). Сейчас эту дисциплину называют «общим» или «межфакультетским фортепиано», раньше она носила наименование «обязательного» или «вспомогательного фортепиано». Накопленный к настоящему времени педагогический опыт позволяет говорить о том, что полноценная подготовка музыканта любого профиля невозможна, если фортепианное обучение (в той или иной его форме) игнорируется.

На межфакультетской кафедре фортепиано учатся композиторы и музыковеды, хоровые дирижеры и вокалисты, оркестранты, органисты, исполнители на старинных инструментах и др. Уровень их подготовки бывает разным. Как правило, композиторы и музыковеды подготовлены лучше, так как они зачастую являются выпускниками фортепианных отделений музыкальных школ и училищ. Представители других специальностей зачастую относятся к данному предмету скорее как к формальной обязанности и необходимости. На мой взгляд, можно пробудить их интерес к роялю, подбирая тот репертуар, который будет им по-настоящему нравиться.

Само собой разумеется, что студенты, музыкальное образование которых начиналось с профессиональных занятий на фортепиано, стремятся совершенствовать свои умения и навыки. Для этого им необходимо осваивать «золотой фонд» мирового фортепианного наследия. Это сочинения И. С. Баха («Хорошо темперированный клавир», клавирные сюиты, партиты, концерты), прелюдии и фуги Шостаковича, Щедрина, Слонимского. Из произведений крупной формы — сонаты Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта. Со временем в репертуар могут быть включены прелюдии и этюды-картины Рахманинова, прелюдии и этюды Скрябина, экспромты Шуберта, отдельные части из фортепианных циклов Шумана, некоторые произведения Шопена, рапсодии Листа и многое другое. С большим энтузиазмом практически все учащиеся (в том числе иностранные) работают над пьесами П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Мне неоднократно приходилось задавать ученикам те произведения, которые входят в мой собственный концертный репертуар. Среди них немало произведений Бетховена. Таким образом есть возможность прямо на уроке провести исполнительский анализ с подробным обзором особенностей интерпретации и технических трудностей. Многолетняя практика подтвердила эффективность подобной методики. С ее помощью студенты значительно быстрее осваивают материал.

В данном пособии я поделюсь некоторыми методическими рекомендациями по поводу сонат Бетховена № 17 и 21. Но прежде чем перейти к ним, охарактеризую педагогические принципы, которых я придерживаюсь. Они почерпнуты от моих учителей — Ильи Романовича Клячко, Анны Захаровны Рубиной, Льва Николаевича Оборина. Также предложу читателям краткий исторический экскурс.

Автор(ы)


Татьяна Рубина

Народная артистка РФ