Первый скрипичный концерт Б. Бартока: из опыта работы над сочинением


  • Автор: Р. Л. Замуруев
  • Рецензент: А. Е. Винницкий, профессор; И. М. Северина, кандидат искусствоведения
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2025
  • Тираж: 50 экз.
  • К-во страниц: 36
  • ISBN: 978-5-89598-502-1 (в обл.)

Учебно-методическое пособие посвящено Первому скрипичному концерту Б. Бартока — одному из самых пронзительных произведений, воплощающих любовную тему, в музыке ХХ века. В работе исследуются вопросы истории создания, композиции, стиля, интерпретации и методики преподавания.

Пособие адресовано студентам, аспирантам и преподавателям музыкальных вузов, а также концертирующим исполнителям.

Введение 4

Барток — композитор, фольклорист, интерпретатор 5

Первый скрипичный концерт 8

История создания и первое исполнение 8

Исполнительский анализ 11

Двой­ные ноты 19

Мелкая моторика левой руки 20

Комбинация деташе, смены струн, координация правой и левой рук 21

Скоростная выносливость 22

Практические рекомендации по ходу второй части 23

Заключение 33

Литература 34

Венгерский композитор Бела Барток занимает особое положение в истории мировой культуры, его творческое наследие давно обрело статус классики ХХ столетия. Лучшие солисты и оркестры мира считают необходимым включать его произведения в свои программы. Наверное, нет ни одного крупного исполнителя, никогда не игравшего Бартока. Его опусы активно исполняются и в стенах учебных заведений — от музыкальных школ до вузов. Творчество композитора продолжает жить не только в узком кругу интересующихся музыкой ХХ–ХХI веков, оно всё больше завоевывает самую широкую аудиторию.

Невозможно обойти вниманием талант Бартока-­пианиста и его отношение к интерпретации сочинений классиков. Будучи незаурядным исполнителем, Барток подходил к толкованию чужого текста достаточно свободно и экспрессивно. Это обстоятельство очень важно для нас, поскольку дает возможность гибкого подхода к интерпретации произведений самого композитора. Наверное, в любом исполнении нужно сохранять верность не букве, а духу сочинения: «Точность [соблюдения авторских замечаний. — Р. З.] никогда не несет в себе дух произведения и не может передать его. Она может лишь проложить путь для воздействия музыки. В исполнительском искусстве должно главенствовать раскрытие внутреннего содержания произведения», — писал Бруно Вальтер1 .

В предлагаемом учебно-­методическом пособии в центре внимания находится Концерт для скрипки с оркестром № 1 (соч. посм.) Sz. 36 — произведение непростой судьбы, поэтому основной раздел данной работы предваряет история его создания и первого исполнения.

Несмотря на многочисленные исследования творчества Бартока, некоторые аспекты, касающиеся интерпретации Первого скрипичного концерта, пока еще изучены недостаточно. Между тем в процессе работы над этим произведением не только студенты и аспиранты вузов, но и концертирующие музыканты нуждаются в практических рекомендациях. В данном учебно-­методическом пособии делается попытка предложить исполнительский анализ с учетом имеющихся нотных редакций, включая авторскую, и записей Концерта известными музыкантами.

Мы опираемся на интерпретации таких выдающихся скрипачей, как Давид Ойстрах, Исаак Стерн, Андре Гертлер, Янин Янсен. В поле нашего внимания не только оригинальный текст самого Бартока, но и его редакция, сделанная Ойстрахом, а также переложение для скрипки и фортепиано первого исполнителя концерта — Гансхайнца Шнеебергера. При сравнительном анализе различных интерпретаций используется личный опыт выступлений автора с данным произведением с различными оркестрами и дирижерами, а также опыт педагогической работы со студентами консерватории.

Наша работа преследует главным образом практическую цель — освоение сложного репертуарного произведения, поэтому естественным представляется обращение к детальному изучению его текста, включая пометки и ремарки. Отталкиваясь от общей концепции Первого скрипичного концерта, его формы и драматургии, мы фокусируем внимание на более частных моментах: темповых соотношениях частей, особенностях фразировки, скрипичных приемах, штрихах, аппликатуре и т. д.

Надеемся, что благодаря данному учебно-­методическому пособию студенты получат целостное представление об истории создания Первого скрипичного концерта, его концепции и опыте интерпретаций; найдут для себя оптимальные решения художественных и технических задач и смогут подняться на более высокий исполнительский уровень.


1 Вальтер Б. О музыке и музицировании. С. 73. Полные выходные данные источников здесь и далее см. в списке литературы на с. 34.