Камерная музыка занимает особое место в творческом наследии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, к ней он обращался на протяжении всей жизни, создавая сольные и ансамблевые сочинения.
Во всем массиве этой сферы доминирующими стали две области - струнные квартеты, их 15 (хотя композитор предполагал воздвигнуть цикл из 24 композиций) и фортепианные произведения. Последние не могли не привлекать композитора-пианиста, ставшего автором двух фортепианных концертов, цикла 24 прелюдий, «Афоризмов», сонат, цикла 24 прелюдии и фуги.
Играть на рояле юный Шостакович начал учиться под руководством матери, затем вместе с сестрой был определен в музыкальную школу Гляссера, но истинную огранку своемуталанту получает в Петербургской консерватории, в классе знаменитого профессора Леонида Владимировича Николаева, воспитавшего среди многочисленных учеников Владимира Софроницкого и Марию Юдину. Игра Шостаковича обращала на себя внимание уверенностью артикуляции, острой рельефностью, наличием воли. Его первые выступления как пианиста начались в 1923 году с исполнения смешанной программы из произведений Баха, Бетховена, Листа и своего раннего фортепианного опуса - трех фантастических танцев. Особым на пути Шостаковича-пианиста обозначился 1927 год - он участвует в Первом международном конкурсе им. Ф. Шопена в Варшаве и получает Почетный диплом.
В этом же году он дает в Берлине первый концерт из собственных произведений. Однако карьера пианиста-солиста длилась недолго, всего 8 лет (последний сольный концерт состоялся в 1938 году). Вместе с тем с оркестрами и ансамблями Шостакович выступает до 1958 года (его по-следний концерт состоялся в Париже). Как камерный ансамблист Шостакович связывает свою судьбу с Квартетом им. Бетховена, представлявшим в Ленинграде премьеры почти всех его опусов. Для возможности собственного участия именно с этим ансамблем Шостакович пишет форте-пианный квинтет и фортепианное трио.
В концертные программы последнего периода (до болезни руки), он неизменно включал пре-людии и фуги из ор. 87. Это одно из самых крупных своих произведений он написал в 1951 году. К созданию цикла был конкретный повод - в 1950-м году мир отмечал 200-летие со дня смерти Баха. На Баховские торжества в Лейпциг выезжал и Шостакович. Вначале композитор хотел на-писать цикл «полифонических упражнений» и рассказывал, что несколько прелюдий и фуг уже закончил до 1951 года. О величии всего музыкального здания ор. 87 Ян Сибелиус сказал: «Вот музыка, слушая которую начинаешь ощущать, что стены этой комнаты раздвинулись и потолок стал выше». Циклу Шостаковича присуще не только смелое развитие баховских традиций, но и яркое новаторское отношение к ним. В своем авторском прочтении, зафиксированном на публикуемой ныне записи, композитор-пианист играет четыре достаточно контрастных композиции. Так, уже маленькая прелюдия № 3 - драматически насыщенная картина, прелюдийная по жанру и симфо-ничная по внутренней масштабности. Фуга же содержит черты некоторой эксцентричности и на-поминает классическую жигу (таково мнениеТатьяны Николаевой - первой исполнительницы всего цикла). Также одной из оригинальнейших полифонических пар предстает прелюдия и фуга № 8. Драматизм прелюдии, переходящий в трагедийность не заслоняют в ней эмоциональную непосредственность. Скорбные эмоции несет в себе тема фуги. В ней наличествует и причетные интонации, близкие фольклору. К русским же лирико-эпическим образам возвращает прелюдия и фуга № 12, где первая представляет вариации на тему остинатного баса (пассакалия). Однако фуга, завершающая первую часть цикла, заканчивает ее лирически тепло.
Двумя годами ранее, в 1949 году композитор создает Четвертый квартет, ор. 83. В его основе резкий контраст между возвышенными картинами первых трех частей и трагическим финалом. Если первая часть наполнена светом и силой, вторая создает ощущение бескрайних просторов, а третья обращена к массовой сфере, словно рисуя движение толпы, то финал - это драматический рассказ о пережитом. В его музыке смешаны страдания, жалобы, надежда и утешение.
Говоря о Шостаковиче-пианисте нельзя не вспомнить его ранние иллюстрации в немом кино. Какая потеря, что они оказались незаписанными! К счастью композитор оставил образцы своего оригинального пианизма, которые о многом поведают внимательному слушателю.
Уникальные фонограммы, впервые публикуемые на настоящем диске, сделаны в Малом зале Московской консерватории, хранятся в ее фондах, и после бережной и тщательной реставрации возрождены к жизни специалистами Лаборатории звукозаписи Московской консерватории.
Проф. Е. Долинсная