Второй Международный круглый стол «Звуковые архетипы индоевропейской культурной общности»
18 октября 2013 г. - 24 октября 2013 г. | Конференции
Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского
Научно-творческий центр «Музыкальные культуры мира»
Второй Международный круглый стол «Звуковые архетипы индоевропейской культурной общности»
18-24 октября 2013 года
в рамках научно-творческого проекта «Потомки Арктиды»
В Московской консерватории вновь собираются музыканты, — исследователи и исполнители, — заинтересовавшиеся поиском единых корней в музыкальном мышлении народов, входящих в систему индоевропейской культурной общности. Первый подобный форум, прошедший в октябре 2012 года, выявил общие черты и парадоксальные параллели в звуковом творчестве различных народов Евразии. В предстоящей встрече примут участие учёные и носители самобытных музыкальных традиций из Азербайджана, Беларуси, Ирана, Турции, Японии и России. На повестку дня поставлены для обсуждения две основных темы:
1) «Анатолия — Русь — Персия: древние центры индоевропейского музыкального мира».
2) «Внутренние и внешние связи музыкальных культур индоевропейских народов».
Работа круглого стола, включая собственно научные доклады, насыщена живым звучанием музыки. Участникам и слушателям собрания предстоит услышать столь редкие для московской музыкальной среды инструментальные тембры, как голоса турецкой багламы, иранских сантура и тамбура, а также уникальные в своём роде авторские инструменты иранского мастера Сейфоллаха Шокри и азербайджанского исследователя древних традиций Ближнего и Среднего Востока Махмуда Салаха.
Украшением форума являются пять великолепных концертов. Открытие круглого стола знаменуется выступлением 18 октября, в Концертном зале Мясковского (19.00) ярчайшего представителя дарвишеской традиции братства Ахле Хаг из иранского Курдистана, мастера игры на тамбуре Араша Шахриари. 19 октября в Рахманиновском зале (14.00) прозвучит специально для форума подготовленная Фольклорным ансамблем Московской консерватории программа русских обрядовых песнопений; 20 октября Рахманиновский зал (19.00) наполнится звуковыми узорами турецких макамов в исполнении Дженка Гюрая и Ёндэра Ёзкоча —настоящих знатоков искусства багламы; 22 октября в том же зале (19.00) публика станет свидетелем уникального иранского искусства бедахэ — спонтанного звукового сотворчества, которое продемонстрируют выдающийся мастер иранского классического пения (аваза) Хосейн Нуршарг и блистательный сантурист Сиамак Агаи; завершится цикл 23 октября (Концертный зал Мясковского, 19.00) демонстрацией ошеломляющих звуковых возможностей азербайджанского тара, реконструированного Махмудом Салахом, при этом сам мастер будет играть на древнем ударном инструменте гавале, а тар будет звучать в руках молодого виртуоза Игбала Маммадзаде.
В научной части круглого стола при помощи звуковых и видео-иллюстраций и живых выступлений музыкантов будут представлены сообщения о древних обрядах славян и шаманских традициях самодийских народов, о реликтовых формах звуковой терапии в общинах иранских белуджей и о суфийской практике курдского братства Ахле Хаг, о замысловатой истории османской придворной музыки и турецкого макама, а также о разнообразных пересечениях в звуковой философии, эстетике и живой практике народов Индии, России, Ирана и других частей обширного индоевропейского мира.
Программ Международного круглого стола
Научные встречи
18 октября, пятница, Конференц-зал (Б. Никитская, 11, корпус Рахманиновского зала)
17.00
Открытие Круглого стола
Маргарита Каратыгина (Россия, Москва)
19 октября, суббота, Конференц-зал
15.30
Хамидреза Ардалан (Иран) «Историческая и мифологическая природа церемоний курдских дарвишей»
16.30
Сейфоллах Шокри (Иран) «Новоизобретённый щипковый, смычковый и ударный музыкальный инструмент фарш (ковёр)»
20 октября, воскресенье, Конференц-зал
14.00
Николай Денисов (Россия, Москва). «Казаки-некрасовцы в Турции»
15.00
Ольга Пашина (Россия, Москва). «Представления о магической силе голоса и обрядовое звуковое поведение у славян»
16.00
Елена Гороховик (Беларусь). «Индо-персидские связи в музыкальной культуре Индии»
21 октября, понедельник, Конференц-зал
15.00
Дженк Гюрай (Турция). «Макамные структуры: Музыкальная память Анатолии»
15.45
Ёндэр Ёзкоч (Турция). «Два композитора, одна работа: Итри, Аксес, "Нэва Кар"»
16.30
Сиамак Агаи (Иран). «Принцип бедахэ в иранской классической музыке»
18.30
Мохаммадреза Дарвиши (Иран). «Древний обряд зекр Гауати в культуре белуджей в Иране»
22 октября, вторник, Конференц-зал
14.30
Ямадзи Михо (Япония). «Феномен звука в индоевропейской и японской традиции: слуховой сравнительный анализ практикующего музыканта»
15.30
Бурак Тюзюн, Айтуг Юльген (Турция). «Придворная музыка Османской империи: источники формирования и региональные разновидности»
16.30
Махмуд Салах Ага Рагим оглы (Азербайджан). «Возрождение азербайджанского мугама. Реконструкция Махмуда Салаха»
23 октября, среда, Конференц-зал
14.00
Оксана Добжанская (Россия, Якутск). «Шаманская музыка как хранилище обрядовых звуковых архетипов (по материалам шаманских обрядов самодийских народов)»
15.00
Татьяна Карташова (Россия, Саратов). «Поэтика девяти состояний»
16.00 — Итоговая дискуссия