Научно-творческий центр «Музыкальные культуры мира»

Руководитель Центра:
Кандидат искусствоведения
Каратыгина Маргарита Ивановна

Б. Никитская ул., 13/6, строение 1, каб. 11
Сайт Научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира»

Положение о Научно-творческом центре «Музыкальные культуры мира» (скачать PDF)

Научно-творческий центр «Музыкальные культуры мира» — подразделение Управления международного сотрудничества — является структурным оформлением научно-учебного направления «Музыкальные культуры мира», которое композитор и музыковед Дж. К. Михайлов (1938–1995) внедрил в Московской консерватории в 1976–1995 годах и которое успешно развивают сегодня его ученики. Изначально это направление представляло собой учебный курс (позже — систему курсов) «Музыкальные культуры стран Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании» и учебно-вспомогательную структуру при кафедре истории зарубежной музыки: Сектор музыкальных культур мира (1980–1984), а затем Кабинет с тем же названием (с 1984). Кабинет сначала примыкал к существовавшей в те годы кафедре музыкальных культур мира (1990–1995), затем был самостоятельной структурой (1995–2003) и в 2003 году вошёл в состав Управления по координации программ международной деятельности (с 2015 года — Управление международного сотрудничества) как Отдел-Центр «Музыкальные культуры мира», который в 2010 году был переименован  в научно-творческий центр «Музыкальные культуры мира».

Своеобразие данного направления и функционирования современного Центра определяется специфическими особенностями миропонимания и научной методологии, лежащей в основе его деятельности (см.: Методология).
Деятельность Центра направлена на всестороннее изучение музыкальных культур мира и развитие международной деятельности Московской консерватории.

Работа Центра осуществляется в пяти взаимосвязанных направлениях: научно-информационном, образовательном, организационном, концертно-фестивальном и просветительском.

Научно-информационное направление — разработка общей концепции изучения музыкальных культур мира на основе методологической системы Михайлова. Собственно изыскательская работа включает в себя:
• постоянное пополнение и обработку материально-информационных фондов, в том числе формирование специализированной библиотеки, фонотеки, видеотеки, компьютерной базы данных и коллекции музыкальных инструментов;
• систематизацию, анализ и описание всех видов материалов;
• документирование результатов непосредственных контактов с носителями различных традиций.

Учитывая широкую географию научных интересов как Центра, так и консерватории в целом, в функции подразделения входит разработка международных научно-информационных проектов, посвященных различным проблемам изучения музыкальных культур мира, в том числе организация международных научных встреч (симпозиумов, конференций, семинаров, лабораторий и т. п.) и информационных обменов по данной тематике.

Образовательное направление деятельности Центра включает в себя:
• разработку учебных курсов, программ, методологических и методических материалов по изучению музыкальных культур мира;
• обучение студентов, аспирантов, стажёров (в том числе иностранных) теории и истории музыкальных культур мира, игре на музыкальных инструментах разных стран мира;
• участие в организации творческого обмена студентами и педагогами с учебными заведениями других стран;
• координацию усилий отдельных специалистов и образовательных структур в области изучения музыкальных культур мира, оказания экспертных и консультационных услуг (см. Обучение).

Центр регулярно ведёт организационную работу, обеспечивая:
• обмены протокольными визитами между Московской консерваторией и её партнёрскими организациями;
• приезды из-за рубежа ведущих профессоров, творческих коллективов и отдельных исполнителей для проведения концертов и мастер-классов;
• содействие работе международных фестивалей Московской консерватории (в том числе периодического характера);
• информационную поддержку плановых мероприятий (сбор материалов, подготовку биографических статей и комментариев к программам, пресс-релизов, проектов буклетов, концертных программок, афиш и др. полиграфической продукции);
• регулярную работу с общественностью и СМИ в целях повышения авторитета Московской консерватории в качестве активно действующего международного центра музыкальной культуры мирового значения.

Стремясь придать потоку творческих предложений и проектов международного уровня прозрачность и системность, Центр создал ряд крупных ежегодных международных фестивалей, совокупность которых превращает Московскую консерваторию в важнейший пункт пересечения культурных традиций всего мира, знакомства и взаимодействия их носителей друг с другом, развития уважения и толерантности между народами. К наиболее любимым московской публикой событиям Центра относятся ежегодные фестивали «Вселенная звука» в мае-июне (с 2003), «Собираем друзей» в августе (с 2007) и «Душа Японии» с сентября по декабрь (с 1999). Октябрьские симпозиумы и круглые столы Центра — «Звуковые архетипы индоевропейской культурной общности» и «Музыкальная карта мира» — также содержат концертную составляющую, связанную с объявленной тематикой научных встреч (см. События).

В каждом направлении деятельности Центра сохраняется просветительская направленность. Сюда входит:
• работа Центра в качестве общедоступного лектория, библиотеки, фонотеки и видеотеки, представляющих разнообразную информацию о музыкальных культурах мира;
• обучение любителей игре на традиционных «восточных» музыкальных инструментах;
• выступления с популярными беседами и концертами в различных вузах, школах, клубах, центрах детского и юношеского воспитания и т. д.;
• подготовка теле- и радиопередач, а также публикаций научно-популярного характера;
• организация программ познавательного туризма;
• оказание помощи гражданам и организациям в поисках информации и в изучении музыкальных культур мира.

Методология, лежащая в основе деятельности Научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира», разработана композитором и музыковедом Дживани Константиновичем Михайловым (1938–1995). Сегодня её продолжают развивать его ученики и единомышленники, работающие как в Московской консерватории, так и в других городах и странах.

Практически впервые в международной научной практике феномен звука/музыки рассматривается не только в рамках искусствоведческого подхода, но и в качестве универсального средства познания мира, являющегося объединяющим и организующим началом в биологическом, физическом, психическом, социальном и др. процессах развития человечества и мира в целом. Феномен звука принимается за центральный элемент музыкальный культуры.

Основным предметом исследования становится музыкальная культура мира как единая система во всём многообразии её составляющих. Все элементы этой метасистемы функционально взаимосвязаны на всех её уровнях и способны складываться в различные субсистемы. Подобный подход обусловливает создание обобщённых типологических моделей, в том числе универсальной матрицы музыкальной культуры, содержащей в себе все признаки изученных на сегодняшний день музыкальных культур мира. В то же время, выход музыкальной науки на уровень высоких абстрактных обобщений обеспечивает новые возможности для конкретных исследований, позволяя более полно и углублённо изучать любую отдельно взятую культуру, чьи ярко самобытные, или, напротив, типологически общие с другими культурами черты выявляются намного эффективнее и точнее при сопоставлении с этой универсальной матрицей.

Данную методологию отличает признание несомненной важности всех слоёв музыкальной культуры: академической, традиционной, популярной музыки, а также тщательное изучение всех типов взаимодействия этих слоёв. В результате любое исследуемое явление подвергается анализу, будучи как бы помещённым в определённую типологическую нишу в той или иной культуре; при этом просматриваются и учитываются все его связи с другими элементами и слоями культуры.

Михайловым также разработана концепция музыкально-культурной традиции как рассмотрение музыкального явления вместе со всей совокупностью средств его жизнеобеспечения. Таким образом, музыкальная традиция понимается как специфический социокультурный комплекс.

Важным исследовательским принципом указанной методологии можно считать регионально-цивилизационный подход, при котором «музыкальная карта мира» рассматривается в сопоставлении звуко-музыкальных систем девяти региональных цивилизаций: Европа, Ближний и Средний Восток, Тропическая Африка, Южная Азия, Центральная Азия, Юго-Восточная Азия, Дальний Восток, Австралия и Океания, Америка.

Кандидат искусствоведения
Доцент
Руководитель Центра


Специалист по организационной работе


Специалист по организационной работе


Специалист по организационной работе