Основные тенденции развития современной музыки запада и востока: от взаимовлияний к интеграции

26 марта 2025 г. | Курсы

Формат курса: смешанный/онлайн.
Курс ведут профессора Зенкин К. В., Юнусова В. Н.

Часть I. Лекции проф. К. В. Зенкина

Аннотация
Дается представление об истории понятий «Запад» и «Восток» применительно к музыкальной культуре, как и о принципиальном различии музыкальных традиций Запада и Востока. Перерождение классической европейской музыкальной традиции в 20 веке в ряд новых, качественно иных традиций (авангард, постмодернизм в его различных формах) открыло пути для диалога с восточными традициями на новой основе и в новых масштабах. Выделяются фигуры композиторов, в особой степени склонных к такому диалогу: О. Мессиан, К. Штокхаузен, Дж. Кейдж; в русской музыке – А. Волконский, С. Губайдулина. Рассматриваются произведения названных композиторов, преломляющие в той или иной форме восточные влияния. Делаются выводы о синтезе традиций Запада и Востока, как и о сохранении национальной специфики музыки конкретных композиторов (немецкой, французской, американской, русской).

Тематический план занятий

  1. История взаимодействий музыкальных традиций Запада и Востока.
  2. Авангард, постмодернизм и «нео»-стили в европейской и русской музыке.
  3. «Восток» в композиторских техниках Запада. К. Штокхаузен: от «мировой музыки» к «космической» мистерии.
  4. Опыты музыкальных контактов с Востоком в русской музыке: А. Волконский, С. Губайдулина.

Часть II. Лекции проф. В. Н. Юнусовой

Аннотация
В лекциях содержится обзор основных тенденций развития музыкальных культур Азии во второй половине XХ — XXI веке. Обсуждаются вопросы сохранения музыкального наследия, взаимодействия традиционного устного (устно-письменного) и западного композиторского профессионализма. В национальной специфике материала выделены параметры звуковой самобытности, приёмы работы композиторов с национальным материалом в рамках современных композиторских техник., которые осваивались в рамках музыкального авангарда и постмодернизма. В курсе даются творческие портреты нескольких композиторов, включая всемирно известного китайско-американского композитора Тань Дуня. По окончании лекций слушатели получают список рекомендуемой литературы (26-30 наименований)

Тематический план занятий

5.Традиции и современность в музыкальных культурах Азии конца XX— начала XXI века
6. Работа со звуком и особенности композиторских техник;
7. «Новая волна», авангард и постмодернизм: последние 50 лет музыки Азии
8. Музыкальная культура Дальнего Востока и  творчество Тань Дуня.

Курсы повышения квалификации 2024/2025

 Полную информацию об авторских курсах смотрите на странице Факультета повышения квалификации (вкладка «Курсы»).


Ссылки