Редактор-составитель: заслуженный артист РФ, профессор Н. Ю. Горбунов.
Хрестоматия предназначена для освоения учебного курса «Изучение оркестровых партий и чтение с листа». Ее цель — помочь студентам музыкальных вузов в отработке технических, штриховых и аппликатурных приемов с учетом специфики оркестрового исполнительства.
Сборник поделен на три части. Первая часть включает в себя материал из произведений зарубежных авторов, вторая — русских композиторов, третья содержит контрабасовые соло из зарубежной и русской музыки.
Издание адресовано студентам и педагогам музыкальных вузов.
Н. Горбунов. Предисловие 5
Отрывки из произведений зарубежных композиторов
В. А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» 9
Увертюра к опере «Волшебная флейта» 10 Симфония № 39 11
Симфония № 40 12
Л. ван Бетховен. Симфония № 3 13
Симфония № 5 17 Симфония № 7 19
Ф. Шуберт. Симфония № 9 21
Г. Берлиоз. Фантастическая симфония 22
Ф. Мендельсон. Симфония № 4 24
И. Брамс. Симфония № 2 25
Г. Малер. Симфония № 2 27
Симфония № 5 28
Р. Штраус. Жизнь героя. Симфоническая поэма 29
Отрывки из произведений русских композиторов
М. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» 30
Арагонская хота. Испанская увертюра № 1 31
А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская» 32
М. Мусоргский. Борис Годунов 34 П. Чайковский. Симфония № 1 «Зимние грезы» 35
Симфония № 4 37
Н. Римский-Корсаков. Увертюра к опере «Царская невеста» 39
Шехеразада. Симфоническая сюита 41
А. Глазунов. Симфония № 6 42
А. Скрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма» 44
С. Рахманинов. Симфония № 1 45
Симфония № 2 47
Симфонические танцы 48
С. Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая» 49
Д. Шостакович. Концерт для фортепиано, трубы и струнного оркестра 50
Симфония № 5 51
Симфония № 9 51
Симфония № 15 53
Solo и Soli
Л. ван Бетховен. Симфония № 9 55
Дж. Верди. Риголетто 56
Аида 57
Отелло 57
Г. Малер. Симфония № 1 58
Б. Бриттен. Путеводитель по оркестру для юных слушателей. Вариации и фуга на тему Пёрселла 58
М. Мусоргский — М. Равель. Картинки с выставки. Два еврея — богатый и бедный 59
И. Стравинский. Пульчинелла 60
С. Прокофьев. Симфония № 3 61
Музыка из кинофильма «Иван Грозный». Иван умоляет бояр 62
Д. Шостакович. Симфония № 15 62
Р. Щедрин. Анна Каренина 63
Данная хрестоматия является результатом моей многолетней профессиональной работы в оркестре. Общение со студентами в рамках предмета «Изучение оркестровых партий и чтение с листа» натолкнуло меня на мысль поделиться опытом и подготовить методическую работу, способную помочь учащимся музыкальных вузов в отработке технических, штриховых и аппликатурных приемов с учетом специфики именно оркестрового исполнительства.
Первым, кто решил упорядочить исполнение контрабасовых партий и зафиксировать этот оркестровый материал, был крупнейший русский педагог-контрабасист А. А. Милушкин (1892–1938), который выпустил многочисленные «Школы игры на контрабасе» 1. В 30‑е годы XX века труды Александра Андреевича оказали большую помощь в освоении и совершенствовании игры на контрабасе. Репертуарный список произведений включал огромный сольный и оркестровый пласт контрабасовой музыки. Но, как пишет Л. В. Раков в своей книге «Учиться, знать, уметь», «отрывки из партий контрабаса» применялись в качестве «специфической формы тренировочного материала» и «в заметном масштабе заменили в его школах этюдный материал»2 .
В 1933 году вышел сборник Милушкина, состоящий из фрагментов симфонической, оперной и балетной литературы русских композиторов под названием «Оркестровые этюды для контрабаса»3 . В разные годы отдельные сборники «Оркестровых трудностей» были выпущены И. Ф. Гертовичем (1953 — с музыкой М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и П. И. Чайковского, 1962 — Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина и М. П. Мусоргского)4 , В. В. Хоменко (1956, 1971) с отрывками из произведений П. И. Чайковского5 , В. И. Курениным (1976) с музыкой С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и Р. К. Щедрина6 и Р. Г. Карапетьянцем (1987) с партиями симфоний Д. Д. Шостаковича 7. Как мы видим, это были оперные и симфонические сочинения исключительно русских композиторов.
Особенность предлагаемой хрестоматии состоит в том, что она рассчитана не только на уровень студентов начальных курсов (дисциплина «Изучение оркестровых партий и чтение с листа» в учебном плане кафедры виолончели и контрабаса стоит на первом и втором курсах), но и на более «продвинутых» в технологическом отношении исполнителей. Помимо музыки русских композиторов в сборник включены отрывки из произведений западноевропейских авторов. Разнообразный музыкальный материал дает возможность каждому учащемуся выбрать произведения по силам.
Стараясь адаптировать оркестровый материал к уровню поступивших на первый курс студентов, которые, как правило, испытывают технические и постановочные затруднения, я, исходя из большого опыта работы с различными дирижерами, максимально снабдил нотный текст издания своими аппликатурными и штриховыми указаниями.
Сборник поделен на три части. Первая часть включает в себя материал из произведений зарубежных авторов, вторая — русских композиторов, третья содержит контрабасовые соло из зарубежной и русской музыки — как те, где задействована вся группа контрабасов, так и те, где ведущую тему поручают играть одному музыканту из группы, как правило, концертмейстеру.
Внутри разделов сочинения расположены в хронологическом порядке соответственно годам рождения композиторов. Блок произведений одного композитора (оперных, концертных, симфонических) всегда заканчивается симфонической музыкой как более сложным и значимым материалом. Каждый последующий отрывок начинается с абзаца в нотном тексте.
Базируясь на собственном опыте, хочу заострить внимание на некоторых моментах, касающихся нюансировки, артикуляции и штрихов.
В целом ряде произведений сборника, таких как увертюра к опере «Свадьба Фигаро» и симфония № 39 В. А. Моцарта, Третья и Пятая симфонии Л. ван Бетховена, симфонии Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, И. Брамса, А. Н. Скрябина, Пятая симфония Г. Малера, а также симфоническая поэма «Жизнь героя» Р. Штрауса, воспроизведены лиги, содержащиеся в существующих изданиях. Они отображаются сплошными линиями. Пунктирные лиги, а также обозначения, показывающие движение смычка вниз и вверх, принадлежат редактору-составителю и рекомендованы студентам в практических целях.
Среди названных сочинений особо отмечу II часть Пятой симфонии Л. ван Бетховена и поэму «Жизнь героя» Р. Штрауса, где лиги, поставленные на весь такт, парадоксально сочетаются с динамикой forte и fortissimo. Если исполнять эту музыку так, как написано в партитуре, то она утрачивает свою динамическую насыщенность и становится совершенно непрозвученной. Поэтому я лиги делю, но так, чтобы смена смычка не приходилась на относительно сильные доли внутри такта.
В отличие от Бетховена и Р. Штрауса, в начальных пассажах увертюры «Свадьбы Фигаро» Моцарта я настоятельно прошу студентов играть два такта на один смычок. При этом фраза становится более цельной, и вместе с тем отрабатывается навык правильного распределения смычка.
Не секрет, что грамотно расставленные штрихи позволяют музыканту точнее воспроизвести замысел композитора, помогают найти более удобный вариант исполнения сложных эпизодов и дают возможность полнее и ярче раскрыть динамическую палитру сочинения.
В первом отрывке из Симфонии В. А. Моцарта № 40 в 9‑м такте четверти играются два раза вниз смычком с остановкой без перехвата, что облегчает завершение фразы. В 3‑м такте второго отрывка из той же симфонии я рекомендую две первые восьмые «подстегнуть» два раза вниз, чтобы в дальнейшем нижняя нота приходилась вверх смычком, благодаря чему переход смычка с нижней струны на верхнюю становится более удобным (аналогичное место в т. 21). Еще одна небольшая, но важная деталь: начиная с т. 13 затактовая нота оказывается ниже последующей сильной доли. Она прозвучит цепче и четче, будучи сыгранной именно смычком вниз.
В последних тактах IV части «Фантастической симфонии» Берлиоза некоторые дирижеры просят все звуки нисходящего пассажа играть вниз смычком, поэтому в нотах сверху проставлен соответствующий вариант штрихов.
В «Арагонской хоте» М. И. Глинки в эпизоде на fortissimo (6‑й отрывок) дирижеры просят группу контрабасов первые четыре такта играть divisi: контрабасы I — legato, контрабасы II — détaché. Поэтому учащимся необходимо освоить оба варианта штрихов, рекомендованных редактором-составителем.
Во второй картине III действия оперы «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского во 2 и 3‑м (а также 6 и 7‑м тактах) приводимого отрывка композитором поставлены лиги, соединяющие последнюю шестнадцатую второй доли с первой шестнадцатой третьей доли. Я предлагаю играть всё отдельно (этот вариант зафиксирован сверху в квадратных скобках): иначе лига в подвижном темпе, сыгранная на разных струнах, будет не до конца прозвучена и, как следствие, тема потеряет ритмическую упругость. В случае, если исполнитель захочет соблюсти авторские штрихи, начало лиги будет приходиться вниз смычком.
Очень важен быстрый перенос смычка к колодке при исполнении «Симфонических танцев» С. В. Рахманинова. Изначально тему на fortе ведут практически одни контрабасы. После сыгранной половинки во 2-м такте смычок оказывается в верхней части у конца. Чтобы добиться forte дальше, нужно сделать минимальную паузу на залигованной восьмой, перенести смычок и уже у колодки начать играть шестнадцатые вверх.
В I части Концерта для фортепиано, трубы и струнного оркестра Д. Шостаковича в 14 и 16‑м тактах шестнадцатые удобнее играть, начиная смычком вверх, поэтому я рекомендую восьмые в этих тактах, приходящиеся на первую и последнюю доли, «подстегивать» два раза вверх.
В приводимом отрывке из «Путеводителя по оркестру» Б. Бриттена (Вариация H) для эффекта непрерывного увеличения динамики с т. 9 (аналогичное место в т. 37) после fortissimo советую делать subito mf с последующим cresсendo на повторяющихся нотах до конца фразы.
В симфонической сюите «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова в эпизоде Più stretto стоит использовать прием «подвижного растяжения», так называемый «шарнир», позволяющий без перехода играть в одной расширенной (1,5 тона) позиции, задействуя все четыре пальца.
Воспользоваться расширенной позицией понадобится и в «Сцене под Кромами» из оперы Мусоргского «Борис Годунов». Большие позиционные расстояния в совокупности с низкой тесситурой, а также необходимость играть spiccato на forte и fortissimo, желательно у колодки, делают этот отрывок одним из самых трудных в Хрестоматии.
В Трио из скерцо Пятой симфонии Л. ван Бетховена та же задача: в нижнем регистре необходимо добиться четкой артикуляции за счет точной синхронизации пальцев левой руки со смычком.
Возможно, некоторые учащиеся, которые будут играть soli из оперы «Отелло» Дж. Верди, заинтересуются нестандартной аппликатурой в последних трех тактах этого отрывка. Я предлагаю парадоксальный вариант с использованием звукоряда среднего регистра струны E — вместо традиционного исполнения в нижних позициях на струне A. Чем выше на грифе (или чем ближе к подставке) извлекаются звуки, тем точнее и быстрее они будут реагировать на движение смычка. Таким образом, эта аппликатура поможет сыграть шестнадцатые более четко и артикулированно.
Важнейшим условием профессионального владения контрабасом как оркестровым инструментом является чистое интонирование и качественное звукоизвлечение в среднем и нижнем регистрах, где, как правило, выписаны контрабасовые партии. При этом концертный репертуар для контрабаса в основном рассчитан на исполнение в среднем и верхнем регистрах, тогда как нижний представлен очень бедно (либо этюды, либо упражнения). Зачастую студентов воспитывают как виртуозных исполнителей на произведениях Й. Шпергера, Дж. Боттезини, С. А. Кусевицкого и других. Я ничего не имею против чисто сыгранных флажолетов и виртуозных пассажей в «области вечной канифоли», но не стоит забывать, что контрабас предназначен для другой функции — качественной артикулированной игры красивым звуком в басовом регистре. Именно это умение потребуется от молодых музыкантов-контрабасистов в их будущей профессиональной работе.
Вообще, среди студентов все чаще наблюдается тенденция относиться к занятиям «Изучение оркестровых партий и чтение с листа» как к второстепенному, не заслуживающему внимания предмету. И это при том, что наш инструмент всегда предполагает работу в оркестре, а сольную деятельность — лишь как дополнение к основной специальности. Психология учащихся понятна: удовлетворять собственные амбиции в сольных выступлениях гораздо привлекательнее, чем ежедневно работать в коллективе, выполняя цементирующую роль оркестрового фундамента. С другой стороны, на сегодняшний день студенты чуть ли не с первых лет обучения стараются найти себе место в молодежных оркестрах, рассматривая такую работу как старт в будущее. На начальных курсах, да еще без должного опыта, этот путь полон ошибок и разочарований. И только уважительное отношение к предмету, правильная и вдумчивая подготовка, целеустремленная работа над овладением оркестровым репертуаром могут стать основой для профессионального роста, успеха и продвижения в профессии. Надеюсь, материал Хрестоматии послужит достижению таких результатов.
Н. Ю. Горбунов, заслуженный артист РФ, профессор кафедры виолончели и контрабаса
1 Милушкин А., Домашевич М. Полная школа-самоучитель для контрабаса: в 3 частях. М.: Музсектор Госиздата, 1928–1930; Милушкин А. Школа для контрабаса. М.: Гос. муз. изд-во, 1933; Милушкин А. Школа для контрабаса: в 2 частях. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1939; Милушкин А. Школа игры на контрабасе: в 2 частях / новая ред. и доп. В. Зиновича, А. Астахова и В. Шестакова; ред. Д. А. Блюм. М.: Музгиз, 1961–1962.
2 Раков Л. В. Учиться, знать, уметь: об исполнительстве и обучении игре на смычковом контрабасе. М.: Композитор, 2009. С. 102–103.
3 Милушкин А. Оркестровые этюды для контрабаса: выписки из симфонической оперной и балетной литературы русских композиторов. М.: Гос. муз. изд-во, 1933.
4 Гертович И. Ф. Оркестровые трудности: для контрабаса. Вып. 1. М.: Музгиз, 1953; Гертович И. Ф. Оркестровые трудности: для контрабаса из опер русских композиторов / редакция Л. Ракова. М.: Музгиз, 1962.
5 Оркестровые трудности: для контрабаса: отрывки из симфонических произведений П. И. Чайковского / ред.-сост. В. Хоменко. М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. Переизд.: Оркестровые трудности: из симфонических произведений русских композиторов: для контрабаса / сост. и ред. В. Хоменко. М.: Музыка, 1971.
6 Оркестровые трудности: из произведений С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Р. Щедрина для контрабаса / сост. В. Куренин. М.: Музыка, 1976.
7 Оркестровые трудности для контрабаса: из симфоний Д. Д. Шостаковича / сост. и ред. Р. Карапетьянц. Л.: Советский композитор, 1987.