Дирижер Андре Клюитенс


  • Год выпуска: 2011
  • SMC CD 0033
Буклет - содержание

1950-е и 1960-е годы были временем небывалого расцвета исполнительского искусства. Искусство многих замечательных музыкантов той поры ныне стало достоянием истории, стало легендой. Редкие документальные фонограммы с записями их концертов сохранены в фонде Московской государственной консерватории. Они запечатлели часть славной истории самой консерватории и, одновременно, являются значительной общенациональной культурной ценностью. Качество этих фонограмм различно. Иногда для записи вынужденно использовалась недоброкачественная магнитная лента, иногда все технические средства не соответствовали высокому художественному уровню концерта. Но несмотря на значительные, иногда неисправимые дефекты, они сохранили до наших дней искусство выдающихся музыкантов прошедших лет, «остановили» неповторимое мгновение. Ныне, после необходимой восстановительной работы, некоторые из этих фонограмм составили основу серии компакт-дисков, подготовленных Лабораторией Звукозаписи Московской консерватории.

Среди выдающихся дирижеров французской школы АНДРЕ КЛЮИТЕНС занимал особое место. Его отличали и большая широта репертуарных интересов и редкая способность сочетать вдохновенный порыв с объективностью видения музыкальной формы. Изысканность и благородство удивительным образом не были у Клюитенса в противоречии с простотой и ясностью музицирования, продуманность всех деталей интерпретации не мешала воспринимать ее почти как импровизацию. Музыка была у него «в крови», была его жизненной стихией. Клюитенс был музыкантом по природному дару и по наследству. Его не очень заботили всевозможные интеллектуальные изыски, «концептуальность» исполнения. По свидетельству хорошо знавшего бельгийского дирижера Эмиля Гилельса, Клюитенс не всегда мог объяснить, почему он так играет в том или ином случае. Но его выбор был почти всегда безошибочным, его интуиция музыканта безупречна, как и художественный вкус. Андре Клюитенс прожил сравнительно недолгую жизнь, но его артистическое наследие в звукозаписи весьма значительно, а некоторые образцы несут в себе столь совершенные черты, что могут быть признанны эталонными.

Андре Клюитенс родился в 1905 году, в Антверпене, в семье дирижера местного оперного театра. В 16 лет окончил консерваторию в родном городе по классу фортепиано. Его педагогом был Эмиль Боске, выдающийся пианист своего времени, музыкант высокой культуры, чье имя ныне основательно зыбыто. Клюитенс поступил на работу в оперный театр Антверпена в должности коррепетитора, то есть должен был помогать певцам разучивать под фортепиано новые партии. Но затем он попробовал свои силы в качестве хормейстера, а в 1926 году юноша впервые встал за дирижерский пульт, заменив заболевшего отца. Успех юноши, продирижировавшего весьма непростой для дебютанта оперой Ж.Бизе «Искатели жемчуга», был столь значителен, что стало ясно — появился новый большой дирижерский талант. В дальнейшем Клюитенс часто заменял отца и стал его преемником, когда тот ушел из театра. Затем его приглашают во французские театры и в 1930-х годах он руководит театрами в Бордо, Тулузе, Лионе, гастролирует и в знаменитой тогда парижской «Гранд Опера». В 1938 году в Виши состоялся еще один дебют Клюитенса. Заменив известного австрийского дирижера Йозефа Крипса, он без репетиций дает концерт из ответственнейших произведений Л. ван Бетховена. С этого времени он уделяет не меньшее, чем опере, внимание концертной эстраде.

Расцвет деятельности и международная известность приходят к Клю-итенсу в послевоенные годы. В 1947 году он принимает на себя руководство известным парижским театром «Опера Комик», одновременно возглавив оркестр «Общества концертов Парижской консерватории», постоянно сотрудничает с «Гранд Опера». В 1950-е годы Клюитенс — дирижер с мировым именем. Его гастроли проходят во многих странах Европы, Азии и Америки. Его грампластинки одна за другой выходят под марками знаменитого концерна EMI. В грамзаписи им был создан ряд бесспорных шедевров. Это и первая оригинальная версия оперы «Кармен» Ж.Бизе (с артистами «Опера Комик»), это и две версии оперы «Фауст» Ш.Гуно (с великими певцами — Борисом Христовым, Викторией де Лос Анхелес и Николаем Геддой), «Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха (с Элизабет Шварц-копф, Викторией де Лос Анхелес, Николаем Геддой и Джорджем Лондоном), все симфонии Л. ван Бетховена (с Берлинским филармоническим оркестром), скрипичный концерт Бетховена (с Давидом Ойстрахом). Клю-итенсом записано и практически все лучшее в симфонической музыке, что было создано французскими композиторами. Дирижер был и первым исполнителем многих новых произведений композиторов Франции — А.Жоливе, Д.Мийо, О.Мессиана, Ж.Франсе. С музыкантами из СССР Клюитенс не только много выступал, но и записал ряд произведений. С Дмитрием Шостаковичем в качестве пианиста Клюитенс записал оба его фортепианных концерта, с Эмилем Гилельсом — его три исполнительских шедевра: Второй концерт Сен-Санса, Третий концерт Бетховена и Третий концерт Рахманинова.

Наивысшие исполнительские достижения дирижера связаны, в основном, с французской музыкой. Произведения Берлиоза, Бизе, Франка, Дебюсси, Равеля, Форе и менее известных авторов нашли в Клюитенсе совершенного интерпретатора. Исполнения им русской музыки относятся к лучшим образцам постижения русской музыкальной классики зарубежными музыкантами. Клюитенс относится к числу немногих дирижеров французской школы, чьи успехи в исполнении немецкой классики — симфонии Бетховена, оперы Вагнера — получили мировое признание. В 1955 году он был приглашен на вагнеровский фестиваль в Байрейт, первым из французских дирижеров.

Преждевременная кончина выдающегося музыканта в 1967 году в Нейи-Сюр-Сен была воспринята музыкальной общественностью во всех странах как невосполнимая утрата для искусства. Два лучших тогда парижских оркестра — Оркестр «Общества концертов Парижской консерваории» и Национальный оркестр Радио Франции, прославившиеся во всем мире под управлением Клюитенса, претерпели после его кончины столь значительную деградацию, что ныне полностью выпали из числа элитных оркестров Европы.

Блестящее владение оркестром, огромный темперамент и личное обаяние дирижера сделали его искусство любимым в всем мире. Его неоднократные гастроли в СССР также проходили в исключительно теплой атмосфере полного контакта артиста и его аудитории. Такими были и московские гастроли Клюитенса с Национальным оркестром Французского радио, оставившие у слушателей неизгладимое впечатление. Свидетельством тому — документальные фонограммы этих концертов, вошедшие в данную программу.