Musica theorica-ХХ

29 марта 2014 г. | Конференции

Musica theorica-ХХ

Конференция по гармонии студентов 2-го курса
историко-теоретического факультета

29 марта 2014, Конференц-зал


К юбилею доброго начинания

Студенческая конференция «Musica theorica» по инициативе профессора Юрия Николаевича Холопова с 1994 года вошла в учебный план спецкурса гармонии, который он читал в Московской консерватории. Статьи, написанные студентами историко-теоретического факультета Московской консерватории по материалам курсовых работ, вот уже в течение 20 ти лет публикуются на правах рукописи в одноименных с конференцией сборниках, хранящихся в читальном зале Научно-музыкальной библиотеки МГК. В качестве составителя сборников выступал первоначально сам Ю. Н. Холопов, а после его кончины — профессор Валерия Стефановна Ценова, которой вела холоповский спецкурс с 2003 по 2007 год.

Юрий Николаевич начал преподавать гармонию у теоретиков, когда ему было 47 лет. Он был к тому времени одним из признанных лидеров советских музыковедов молодого поколения, автором четырех монографий и ряда концепционных статей по проблемам современной музыки, истории музыкально-теоретических систем и другим. Однако среди них не было учебных пособий — они появятся позже в прямой связи с курсом гармонии, который он разработал к началу осени 1980 года. В общих своих основах структура и методика курса сохраняются уже в течение трети века.

Холоповский курс гармонии является в нескольких отношениях уникальным и принадлежит, по нашему мнению, к выдающимся достижениям русской музыкальной педагогики. Уникальность заключается в радикализме задач, который профессор ставил перед собой и своими учениками: выработать и освоить в учебном порядке универсальную методику гармонического анализа, которая позволила бы на высоком уровне решать теоретические проблемы музыки самых разных стилей и эпох, в том числе новейшей. Необходимо было преодолеть отставание вузовского курса гармонии (да и самой музыкальной теории) от стремительно эволюционировавшей композиторской техники, отставание, которое невыгодно отличало советское музыкознание на пороге последней трети ХХ от танеевского периода в отечественной теории музыки, когда имелся аналитический аппарат вполне пригодный для изучения музыки того времени. Едва ли не самым ярким и деятельным из сторонников обновления был Ю. Н. Холопов. Неслучайно поэтому, что из двух лет прохождения гармонии в консерватории второй год был отведен им целиком музыке ХХ века, а первый — уяснению «пути к новой музыке», которым прошла европейская профессиональная традиция с эпохи барокко до позднего романтизма.

Хотя новый курс был создан не без учета опыта некоторых учебных пособий, ориентированных на прохождение стилевого курса гармонии (например, Мессиана и Де ла Мотта) и содержал в небольшом количестве задачи Аренского, Способина, Хиндемита и Мессиана, однако все в целом — структура и программа занятий, типы заданий, методика гармонического анализа — было переплавлено мощной творческой мыслью основателя курса — выдающегося музыканта, педагога и теоретика музыки — в совершенно своеобразное целое. Фактически тогда же, в 1980 году Ю. Н. Холопов создал учебник, машинописные страницы которого еженедельными «порциями» выкладывались в читальный зал консерватории. В них студенты находили подробные и увлекательные комментарии к заданиям, написанные как доверительные дружеские письма (впрочем, начисто лишенные при этом малейшего намека на фамильярность; это вообще отличало отношения Холопова с учениками). Из этих с годами уже обветшавших машинописных экземпляров с заданиями и выросло учебное пособие «Гармония. Практический курс» , дополненное очерками о гармонии разных стилей – от Баха до Денисова и Булеза – и подготовленное ученым к печати при помощи В. С. Ценовой за полгода до его кончины. Из этого издания можно получить представление как о структуре курса в целом, так и о видах еженедельных заданий, объединенных в триаду «А−П−И»: анализ, письменные и игра.

Написанию курсовой работы отводился 3-й семестр (осень-начало зимы на втором курсе); со временем студенты получили даже дополнительный час, на котором ассистенты Ю. Н. Холопова — проводники, прокладывающие маршрут в незнакомой местности и помогающие студенту не сбиться с курса при выполнении еженедельных заданий — получили возможность осуществлять регулярное руководство работой над курсовой.

Для студентов это была первая кульминация в профессиональной консерваторской жизни. Курсовой работе по гармонии Юрий Николаевич уделял особое внимание. Он всячески подчеркивал, что не делает скидок на возраст и неопытность: «в каждой работе должна быть настоящая научная проблема, только небольшая».

Темы он предлагал, в основном, сам; студенту позволялось только подать листок с перечнем 4-5 тем, выбранных из списка, в порядке убывания интереса к ним. Окончательное же распределение было делом педагогов, прежде всего руководителя курса. Попытка предложить какое-то произведение или фигуру композитора в качестве темы курсовой по гармонии была практически обречена на провал, поскольку заявивший таким образом о сфере своих интересов чаще всего не был способен ни на что иное, кроме признаний в любви к тому или иному произведению или композитору, и был в совершенно не в состоянии ответить на ласково обращенный к нему вопрос: «А какая здесь научная проблема?» Может создаться впечатление, что отношения складывались по принципу крестьянского брака: «стерпится–слюбится», однако, справедливости ради следует заметить, что количество тем в холоповском списке превышало количество студентов, что темы эти охватывали музыкальную практику и теорию самых разных эпох — на любой вкус, и к тому же были нарядно и остроумно сформулированы, так что за них хотелось приняться. Вот некоторые примеры:

  • У берегов новой гармонии: песни Мусоргского
  • Как Прокофьев учился гармонии
  • Русская сказка в новой гармонии: «Сказка о солдате» Игоря Стравинского
  • Учебник гармонии по-древнегречески
  • «Passus molliusculus»: о хроматической гармонии А. П. Бородина.
  • Гармоническая хронология ХХ века: к истории идей, открытий, шедевров.

Ниже прилагается перечень дайджестов курсовых работ, содержащихся на правах рукописи в консерваторских сборниках «Muisca theorica» (скачать PDF).

Помнится, у Юрия Николаевича в читальном зале были две папки, в которых он оставлял очередное недельное задание с пояснениями, одна — зеленая, другая — красная. Задания 1-му курсу, который не трудился еще над курсовой работой, но только выбирал тему и «пристреливался» к ней, вникая в литературу, клались в первую («вы у нас пока зеленые», — говорилось на первом занятии). Для 2-го курса, который вплотную приступал к делу, — во вторую, красную («уже созрели»). Впрочем, в холоповской теплице урожай собирали вдумчиво, не сразу срывая плоды. Сначала работа представлялась на зачете в зимнюю сессию, где происходило ее обсуждение (с ней подробно знакомился один из педагогов бригады — так сказать, официальный рецензент). Затем, в начале IV семестра курсовая дорабатывалась в согласии со сделанными замечаниями и сдавалась уже в чистовом варианте. Но и на этом дело не заканчивалось. Юрий Николаевич — «чтобы все было как у взрослых!» — ввел на курсе с начала 90-х годов два следующих атрибута научной деятельности: участие в студенческой конференции и написание статьи в сборник. По материалам своих курсовых работ студенты готовили 15-минутное выступление на «учебной» конференции, которую Юрий Николаевич назвал «Musica theorica» .

На эти конференции он приглашал московских композиторов – маститых и молодых, которые охотно откликались, показывали свои сочинения и комментировали их. «В гости» к Ю. Н. Холопову приходили Ю. Каспаров, И. Кефалиди, В. Мартынов, В. Тарнопольский и другие. Звучание на конференции живого композиторского слова, прослушивание новейших сочинений, краткие доклады самого Ю. Н. Холопова делали ее событием не только в жизни студентов и их педагогов, но и консерватории в целом.

В работе с В. С. Ценовой — бессменным редактором 12-ти ежегодных сборников студенческих работ по гармонии «Musica theorica» — учащиеся приобретали опыт подготовки к печати собственного текста в соответствии с принятыми редакторскими и полиграфическими нормами. В сборники включались не только дайджесты курсовых, но все, что бывало на конференции. В них, таким образом, попадали тексты выступлений руководителя курса и его гостей . К некоторым студенческим статьям также прилагались интервью с композиторами, взятые с при участии научных руководителей в ходе работы над курсовой: это интервью с С. Губайдулиной, Э. Денисовым, В. Екимовским, В. Сильвестровым. Некоторые работы содержат приложения, представляющие собой перевод редких труднодоступных материалов, непосредственно связанных с темой. Включения перечисленных здесь уникальных материалов делают сборники, которые в единственном экземпляре хранятся в читальном зале консерваторской библиотеки имени С. И. Танеева, библиографической редкостью.

Из тех, кто прошел холоповский курс гармонии, немало молодых музыковедов, которые окончив аспирантуру, защитили кандидатские диссертации. Среди них есть и те, для кого именно тема курсовой работы по гармонии переросла в непосредственно или косвенно продолжающую ее тему дипломной работы, а та — в тему диссертационного исследования.

Остается перечислить имена ассистентов Ю. Н. Холопова. Тех, кто в 1980 году начинал работу в его бригаде, Юрий Николаевич упомянул сам в статье, опубликованной в консерваторской газете «Советский музыкант» после летней сессии 1982 года, то есть тогда, когда он подвел итоги впервые проведенного им двухгодичного курса. И хотя тогда еще не было ни студенческих конференций, ни сборников, из которых заинтересованный читатель мог бы узнать, о чем писали тогдашние студенты, однако он, возможно, знаком с теми монографиями, которыми некоторые из этих бывших студентов впоследствии сделали честь отечественному музыковедению.

Мы же назовем имена научных руководителей только тех работ, которые были опубликованы в студенческих сборниках «Musica theorica»:

  • Профессор Ю. Н. Холопов
  • Профессор И. К. Кузнецов
  • Профессор В. С. Ценова
  • Доцент М. И. Катунян
  • Доцент Г. И. Лыжов
  • Доцент Е. А. Николаева
  • Доцент Р. Л. Поспелова
  • Доцент Т. А. Старостина
  • Преподаватель А. В. Власов
  • Преподаватель В. В. Громадин
  • Преподаватель Е. М. Двоскина
  • Преподаватель А. К. Демидова
  • Преподаватель М. Л. Насонова
  • Преподаватель Н. С. Ренёва

Программа конференции

Часть I. Изучение истоков европейской ладовой теории по первоисточникам в спецкурсе гармонии в МГК

10:00

Ведущая – проф. Римма Леонидовна Поспелова

  • Екатерина Резникова (н. рук. С. Н. Лебедев) Новые данные в изучении древнегреческой гармоники
  • Артём Семёнов (н. рук. Р. Л. Поспелова) Проблема видов кварты и квинты в средневековой ладовой теории (по материалам статьи Гарольда Пауэрса Mode )
  • Илья Куликов (н. рук. С. Н. Лебедев) Учение о гармонии Иоганна Липпия

перерыв

Часть II. «Авангард» XVII века − La musica nuova XX века: весна новой музыки

11:30

Ведущая – доц. Маргарита Ивановна Катунян

  • Анна Пастушкова (н. рук. М. И. Катунян) Особенности модальной гармонии Ханса Лео Хасслера в цикле «Lustgarten»
  • Диана Висаитова (н. рук. Е. А. Николаева) Гармоническая структура разработок в струнных квартетах Моцарта
  • Анастасия Охлобыстина (н. рук. А. К. Демидова) Позднеромантическая тональность в Фортепианном квинтете Сезара Франка
  • Дмитрий Белянский (н. рук. М. И. Катунян) Особенности позднего стиля К. Дебюсси на примере цикла «12 этюдов для фортепиано»

перерыв

Часть III. Национальный стиль гармонии как научная проблема. Русская духовная музыка, фольклор и композиторское творчество: взаимовлияния

13:30

Ведущая – доц. Татьяна Алексеевна Старостина

  • Ксения Дровалёва (н. рук. Т. А. Старостина) Русская народная песня в отечественных ладовых концепциях: взгляд из XXI века
  • Анастасия Попова (н. рук. Т. А. Старостина) Принцип диссонантности в ладовой и ритмической организации «Свадебки» Стравинского
  • Анастасия Коротина (н. рук. В. В. Громадин) Гармония «Весны священной» Стравинского: взгляд Аллена Форта

Часть IV. Увлекательные путешествия на окраины музыкального авангарда ХХ века

14:30

Ведущая – доц. Елена Алексеевна Николаева

  • Екатерина Гусева (н. рук. Е. А. Николаева) Криптофонические игры: Два канона на стихи английских поэтов Ираиды Юсуповой
  • Александра Обрезанова (н. рук. Е. М. Двоскина) Гармонический язык музыки Шостаковича к кинофильму «Новый Вавилон»

перерыв

Часть V. Музыка наших дней в спецкурсе гармонии

16:00

Ведущий – доц. Г. И. Лыжов

  • Мария Кузнецова (н. рук. Г. И. Лыжов) Античная хрома в новой музыке (на материале трех интермеццо из оперы Сальваторе Шаррино «Лживый свет моих очей»)
  • Оксана Усова (н. рук. Г. И. Лыжов) Гармония XXI века как метафора акустических процессов. Ольга Бочихина «Из-под купола»
  • Г. И. Лыжов Musica theorica и ее крёстные родители. Спецкурс гармонии в МГК под руководством проф. Ю. Н. Холопова (1980-2003) и проф. В. С. Ценовой (2003-2007)

VI Мастер-класс композитора

17:00

  • Ольга Бочихина Ускользающая звуковысотность или гармония, сгенерированная «инструментальным жестом»

Научные руководители работ: преп. В. В. Громадин, преп. Е. М. Двоскина, преп. А. К. Демидова, доц. М. И. Катунян, доц. С. Н. Лебедев, доц. Г. И. Лыжов, доц. Е. А. Николаева, проф. Р. Л. Поспелова, доц. Т. А. Старостина.


Ссылки


Маргарита Катунян

Заслуженный работник культуры Российской Федерации

Юрий Холопов

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации

Игорь Кузнецов

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации