Кафедра истории зарубежной музыки

И. о. зав. кафедрой, история зарубежной музыки:
Доктор искусствоведения
Профессор
Сапонов Михаил Александрович

Кафедра истории зарубежной музыки — подразделение историко-теоретического факультета Московской консерватории, специализируется на преподавании исторических дисциплин на материале музыкальной культуры зарубежных стран, а также проводит научные исследования и мастер–классы. К началу XXI века на кафедре ведутся лекционные курсы «История зарубежной музыки» (8 семестров для студентов–музыковедов как спецкурс и 4 семестра для студентов–композиторов и исполнителей как общий курс), «Современная музыка» (один семестр на общих курсах),  «Введение в специальность» (один семестр, спецкурс), «Методология музыковедческого исследования» (один семестр, спецкурс),  «Музыкальная литература» (для вокального подготовительного отделения, два семестра, раздел «Зарубежная музыкальная литература»); «История внеевропейских музыкальных культур» (один семестр для музыковедов). Самостоятельную работу студентов стимулируют проводимые педагогами семинары, а на музыковедческой специальности этому способствуют занятия студентов в индивидуальном классе педагогов, осуществляющих научное руководство курсовыми и дипломными работами, а также рефератами по педагогике; занятия молодых музыковедов в индивидуальном классе может продолжаться и в аспирантуре, в процессе написания диссертации.

Выпускники кафедры получают широкое и фундаментальное образование, позволяющее им найти себе применение в разных сферах отечественной культуры — от собственно исследовательской и педагогической до областей журналистики, издательской и музейной деятельности, международных культурных связей и государственного управления культурной жизнью.

Кафедра была образована в конце 1936–37 учебного года под названием «Кафедра всеобщей истории музыки». В 1941–42, в начале Великой Отечественной войны, когда была произведена эвакуация Московской консерватории, кафедры всеобщей истории музыки и музыки народов СССР были временно объединены в одну кафедру истории музыки, но с 1943 прежнее специализированное разделение восстановили. Современное наименование кафедра получила в 1963 году.

В организации преподавания истории музыки с первых лет существования консерватории и до середины 1930-х гг. материал и тематический план предмета был единым, без разделения на самостоятельные дисциплины, специализированные на музыке зарубежной и русской. Вместе с тем вводились и авторские исторические лекционные курсы, отчасти подготовившие такое разделение не только в учебном процессе, но и в структуре вуза.

К концу 1930-х выходят первые специализированные учебники Т. Н. Ливановой, В. Э. Фермана. М. C. Пекелиса.

Особое место в становлении кафедры принадлежит Р. И. Груберу, возглавлявшему её в 1943–62 годы. Его фундаментальный исторический труд «История музыкальной культуры с древнейших времен до конца XVI в.»  (Т.1: части 1-2; Т.2: части 1–2. М.; Л., 1941–1959.) сочетает в себе свойства исследования и развернутого учебника. Легендой стала история его издания: 2-я книга первого тома печаталась в 1941 в осаждённом Ленинграде, куда во время блокады Грубер прилетел для завершения подготовки типографских форм. Его ученики и последователи развивают лучшие стороны его творческого метода — тщательность работы с источниками, доступность и продуманность научных положений, современный уровень знаний. Возглавлявшая кафедру в 1963–90 Т. Э. Цытович, автор трудов о классическом музыкальном наследии XVIII века, осуществляя руководство педагогическим коллективом, придерживалась концепции сочетания и взаимодействия разных направлений и школ в педагогической работе коллег и в организации науки.

По её инициативе на кафедре введены новые направления в преподавании и в научных исследованиях: музыкальной американистика и историческая медиевистика, а также изучение музыкальных культур Азии и Африки. На основе развития последнего из названных направлений в 1980-е годы был создан сначала Кабинет внеевропейских музыкальных культур при кафедре, а в 1990 и самостоятельная специализированная кафедра музыкальных культур мира, которую возглавил Дж. К. Михайлов (среди его учеников, коллег и последователей — известные специалисты в этой новой области Е. В. Васильченко, М. В. Есипова, М. В. Каратыгина, В. Н. Юнусова).

Профессору Цытович удалось стимулировать у своих учеников (среди них Ю. С. Бочаров, Е. И. Коляда, М. А. Сапонов) интерес к наименее исследованным ранее темам, многие из которых используются ныне в специализированном курсе истории музыки. Это ренессансная песня, жанры эпохи Барокко (увертюра и др.), культура Латинской Америки, музыка европейского Средневековья как менестрельная культура. На кафедре в период работы Цытович достигли своего творческого расцвета ученики Грубера и Фермана: И. В. Нестьев, специалист по музыкальной культуре XX века (автор монографий о Б. Бартоке, С. С. Прокофьеве, Х. Эйслере); Г. В. Крауклис (автор монографий о программной музыке эпохи романтизма); Н. С. Николаева (автор трудов о творчестве П. И. Чайковского, Л. ван Бетховена, Р. Вагнера), создавшая школу педагогов и ученых. Представителями школы Николаевой являются нынешние педагоги кафедры: Е. М. Царёва (автор первой русской монографии о Й. Брамсе), создавшая свою школу многочисленных учеников и последователей, работающих в различных уч. заведениях России; педагог, организатор (декан факультета) и музыкальный деятель И. В. Коженова (автор работ об оперной классике, о музыке Финляндии и т.д.); к той же школе принадлежат и специалисты по музыкальной славистике Н. А. Гаврилова (автор монографий о Б. Мартину и о сакральных жанрах современности, работ по музыкальной богемистике, а также редактор и соавтор коллективного учебника «Музыка ХХ века») и Е. И. Гордина, единственный в стране специалист по музыкальной балканистике, автор монографии и статей о музыке Сербии, Хорватии, Словении. Заметный след в педагогической и научной жизни кафедры оставили рано ушедшие из жизни В. Г. Гамрат-Курек (автор статей о чешской музыке и творчестве Вагнера) и В. П. Варунц (составитель сборников писем, публицистических и биографических материалов И. Ф. Стравинского и Прокофьева).

Ныне коллеги и последователи Грубера, Николаевой, Цытович, Нестьева продолжают традиции, открывают новые возможности вузовской науки и методов преподавания. Все педагоги кафедры — обладатели ученых степеней и званий, широко известные специалисты, музыкальные деятели, просветители, авторы монографий, составители сборников материалов и статей. Среди них Л. М. Кокорева — автор книг и статей о творчестве Д. Мийо, К. Дебюсси, о современной польской музыке, и т.д. Международную известность получили труды Л. В. Кириллиной  о классическом стиле в музыке XVIII века, её монографии о Бетховене, о реформаторских операх Глюка, об ораториях Генделя, а также переводы писем Бетховена с научными комментариями. К важнейшим коллективным трудам кафедры относятся учебники по истории музыки для специальных курсов, новейшие учебники по музыке XX века, десятки других учебных пособий. Среди авторов — разносторонний специалист кафедры К. В. Зенкин, разрабатывающий проблемы философии музыки и музыкальной эстетики, истории культуры и взаимодействия искусств на материале разных эпох — от раннего романтизма до неоавангарда и постмодернизма. Сферу культур Азии, Африки и Америки, методологию их изучения и преподавания разрабатывают В. Н. Юнусова (член Международного Совета по традиционной музыке, ICTM, при ЮНЕСКО, автор монографии о музыке ислама), С. Ю. Сигида (известная американистка, автор монографии о становлении национальной музыкальной идентичности  в культуре США) и И. А. Кряжева — автор монографии о М. де Фалья и составитель академического издания оперы «Редкая вещь» В. Мартина-и-Солера (1754–1806), друга Моцарта и первого руководителя русской оперной труппы в Санкт–Петербурге. Углубленная, индивидуальная методика преподавания характерна для А. А. Филиппова (секретарь кафедры) и А. В. Булычёвой, опубликовавшей две монографии о музыке французского барокко и первые издания уртекста произведений А. П. Бородина — оперы «Князь Игорь» и Второй симфонии. С. Г. Мураталиева, специалист по европейской музыке XVIII века, соавтор и составитель сборника «Карл Ф. Э. Бах. К 300-летию» сочетает педагогическую работу с организационной (секретарь Учёного совета консерватории, заместитель декана историко–теоретического факультета). Музыкальный критик, журналист и просветитель Е. Д. Кривицкая, автор нескольких монографий о французской музыке (в том числе органной) сочетает преподавание с органным исполнительством. Разносторонний учёный, и просветитель Р. А. Насонов исследует историю жанра оратории в контексте эпохи барокко, но показал себя экспертом во всех сферах истории и философии музыки, создав свою школу: к 2016 году этот яркий педагог выпустил свыше 30 учеников. Из педагогов молодого поколения выделяется Е. В. Ровенко, занимающаяся междисциплинарными исследованиями, автор монографии о специфике художественного мышления во Франции на рубеже XIX–XX веков.

Научным руководителем диссертаций Насонова и Кряжевой был один из крупнейших отечественных музыковедов, и.о. зав. кафедрой М. А. Сапонов. Среди его трудов — монографии об истории импровизации в европейской музыке, о менестрельной культуре Европы, о произведениях И. С. Баха, перевод и научная публикация русских дневников, писем и мемуаров Р. Шумана, Л. Шпора, Р. Вагнера, статей, либретто и манифестов Ж. Кокто, и др. По его инициативе при кафедре в 2011 был создан научно-исследовательский центр методологии исторического музыкознания.

На 2017 год в штате кафедры — только специалисты, имеющие ученую степень. Все педагоги кафедры — участники международных научных колнференций и других форумов в России и за рубежом.

Доктор искусствоведения
Профессор
И. о. зав. кафедрой, история зарубежной музыки

Кандидат искусствоведения
Доцент
Секретарь кафедры, история зарубежной музыки

Доктор искусствоведения
Профессор
История зарубежной музыки

Доктор искусствоведения
Профессор
История зарубежной музыки

Доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ
Профессор
История зарубежной музыки

Доктор искусствоведения
Профессор
История зарубежной музыки

Доктор искусствоведения
Профессор
История зарубежной музыки

Доктор искусствоведения
Профессор
История зарубежной музыки

Доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств России
Профессор
История зарубежной музыки

Доктор искусствоведения
Профессор
История зарубежной музыки

Кандидат искусствоведения
Доцент
История зарубежной музыки

Кандидат искусствоведения, Заслуженный работник культуры Российской Федерации
Доцент
История зарубежной музыки

Кандидат искусствоведения
Доцент
История зарубежной музыки

Кандидат искусствоведения
Доцент
История зарубежной музыки

Кандидат искусствоведения
Преподаватель
История зарубежной музыки

Кандидат искусствоведения
Преподаватель
История зарубежной музыки


Всероссийская научная конференция «Методология исторического музыкознания»

Всероссийская научная конференция «Методология исторического музыкознания»

Заявки на участие в конференции принимаются до 31 августа 2024 года.

1 октября 2024 - 2 октября 2024
Радиопрограмма к 100-летию Кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории

Радиопрограмма к 100-летию Кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории

«Студия новой музыки» и Фёдор Софронов совместно с Радио Культура подготовили программу о европейском музыкальном авангарде ХХ века.

11 марта 2024 - 22 марта 2024
Скончалась профессор Наталия Александровна Гаврилова

Скончалась профессор Наталия Александровна Гаврилова

Гражданская панихида состоится 25 ноября (пятница) в 11:00 в фойе Большого зала консерватории; в 13:00 пройдёт отпевание в Храме Вознесения Господня (Малое Вознесение).

18 ноября 2022

Открытое заседание кафедры истории зарубежной музыки

Начало в 16.00

15 сентября 2020, Конференц-зал консерватории
Презентация книги: Аниций Манлий Северин Боэций «Основы музыки»

Презентация книги: Аниций Манлий Северин Боэций «Основы музыки»

Всем желающим посетить презентацию необходимо сообщить об этом не позднее 12:00 18 октября 2019 г. по адресу nauka@mosconsv.ru. Для прохода в корпуса в соответствии со списками необходимо иметь при себе паспорт.

Начало в 16.00

21 октября 2019, Конференц-зал консерватории
«Практика аутентичной интерпретации раннехристианских антифонов и древнерусских песнопений»

«Практика аутентичной интерпретации раннехристианских антифонов и древнерусских песнопений»

Мастер-класс Егора Резникова (для продолжающих). Начало в 18.00

Для оформления пропуска на вход в здания консерватории участникам мастер-класса необходимо прислать заявки («Мастер-класс Е. Д. Резникова», указав фамилию, имя и отчество) не позднее 10 октября 2019 по адресу: summacarminis@gmail.com
Заявки на мастер-клас в октябре 2019 года принимаются только от прошедших такой курс в прошлые годы. Мастер-класс для начинающих в текущем году не планируется.

13 октября 2019 - 16 октября 2019
VIII Международная научная конференция «Музыка народов мира»

VIII Международная научная конференция «Музыка народов мира»

11 и 12 октября 2019 года состоится VIII Международная научная конференция «Музыка народов мира. Проблемы изучения: сохранение культурного наследия (к 150-летию со дня рождения А. В. Затаевича)»

11 октября 2019 - 12 октября 2019

Поздравляем с присвоением ученого звания Н.В. Аверину, Ю.В. Алисову, А.В. Булычеву, Е.В. Ровенко, Л.А. Мовчан

Поздравляем с присвоением в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 478/нк от 29.05.2019 года ученого звания профессора Аверину Надежду Владимировну (кафедра хорового дирижирования), Алисову Юлию Васильевну (кафедра хорового дирижирования); доцента Булычеву Анну Валентпновну (кафедра истории зарубежной музыки), Мовчан Ларису Анатольевну (кафедра хорового дирижирования), Ровено Елену Владимировну (кафедра истории зарубежной музыки).

29 мая 2019
VII международная междисциплинарная научная конференция «Музыка — Философия — Культура»

VII международная междисциплинарная научная конференция «Музыка — Философия — Культура»

Конференция «Музыка — Философия — Культура» состоится на базе Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Библиотеки  истории русской философии «Дом А. Ф. Лосева».

Запланирована работа секции для докладов студентов, аспирантов и ассистентов-стажёров.

1 апреля 2019 - 2 апреля 2019
Мастер-класс Е.Резникова (раннехристианское пение)

Мастер-класс Е.Резникова (раннехристианское пение)

Мастер-класс профессора Парижского университета Е. Резникова (раннехристианское пение)

23 апреля 2018

Все события»

Концерты


18
ЯНВ
2020

«Каллиграммы»

1
ДЕК
2018

«Студенческому обществу 80 лет: в круге воспоминаний»

24
НОЯ
2018

«Э. Григ и его современники»

23
НОЯ
2018

«СТАМ-фестиваль 2018»

22
НОЯ
2018

«И.С. Бах – взгляд из двух столетий»

Все концерты»

События


Все события»
Все записи»