Большой зал
Московской консерватории

БЗК. 2000-е гг..jpg

Большой зал консерватории, 2000-е годы.

Большой зал Московской консерватории известен во всем мире. Славу лучшего зала в Москве и России ему обеспечило сочетание ярких достоинств: прекрасное оформление и удобное расположение в городе. Но самое главное для музыкантов и слушателей — его великолепная акустика: зал даже называют за это «огромной скрипкой Страдивари».

Большой зал консерватории открылся 7 (20) апреля 1901 года. Торжественный концерт начался с исполнения гимна «Воздвигнут храм искусству дорогому» на стихи Николая Александровича Маныкина-Невструева (1869 – ?). Автор музыки — выпускник Московской консерватории Федор Федорович Кенеман (1873–1937).

Директор Московской консерватории, по инициативе которого был построен ее новый архитектурный ансамбль, — В.И. Сафонов (1852–1918), дирижировавший концертом, сказал на торжественном открытии: «Пожелаем же нашему залу служить на славу родного искусства, пожелаем, чтобы великие люди, изображения которых украшают этот зал, служили примером многим поколениям, вдохновляя молодые силы на служение человечеству».

Многое в Большом зале было сделано на деньги московских меценатов — от меблировки и ковров до установки превосходного органа французской фирмы «А. Кавайе-Колль в Париже» (1899). Признанный одним из лучших органов мира ещё в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, этот инструмент и ныне звучит в Большом зале. На его передней панели золотыми буквами выгравировано имя дарителя — крупного железнодорожного предпринимателя Сергея Павловича фон Дервиза (1863–1943).

От старого здания, построенного знаменитым зодчим В.И. Баженовым (1737–1799), автор нового проекта архитектор Василий Петрович Загорский (1846–1912) сохранил только фасад с центральной полуротондой, ставшей символом-эмблемой Большого зала консерватории. Небольшой портик с треугольным фронтоном и навесом, окруженный колоннадой, предназначался для подъезда экипажей, на что указывают ведущие к нему пандусы.

Первый вестибюль напоминает круглый сводчатый тамбур, второй — прямоугольный, с кассами и афишами — проложен по оси здания и ведет от центрального входа, расположенного во дворе на Большой Никитской улице, к запасному подъезду, выходящему в Средний Кисловский переулок.

Повернув направо и поднявшись по небольшой лестнице, слушатели попадают в основной вестибюль. У входа в него располагаются две статуи, изображающие амазонок — мифических воительниц. Это копии древнегреческих статуй работы Кресилая (слева) и Фидия (справа), некогда украшавших храм Артемиды в Эфесе. Творения великих мастеров, живших в V веке до нашей эры, не сохранились. Слепки для Большого зала консерватории сделаны с римских копий древнегреческих статуй.

В противоположной части вестибюля установлен скульптурный портрет П.И. Чайковского (1840–1893).

В целом вестибюль построен в духе античного храма и двумя рядами колонн разделяется на три нефа. Такая архитектоника имеет не только эстетическое, но и практическое значение, ибо вдоль стен помещения располагаются гардеробные отсеки, окаймленные пилястрами.

В фойе партера посетители поднимаются по двум симметричным широким лестницам. Они приводят к огромному световому окну (5х4,3 м), украшенному прекрасным витражом с изображением Святой Цецилии (Кикилии Римской).

Восстановленный витраж с изображением Святой Цецилии. Фото - Денис Рылов

В «Отчете по постройке и торжественному открытию здания Московской консерватории» (Москва, 1905 г.) напечатана информация о том, что изготовление витража для фойе Большого зала было поручено мастерским семьи Франков, входившим в Северное стекольно-промышленное общество.

Судьба этого выдающегося произведения искусства сложилась трагически. Во время Великой Отечественной войны в октябре 1941 года на дом, расположенный по соседству, упала немецкая фугасная бомба. Поднятая ею взрывная волна разбила замечательный витраж вдребезги. Проем в стене быстро замуровали. А после окончания войны здесь разместили картину Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) «Славянские композиторы», написанную им в 1871–72 годах для гостиницы и ресторана «Славянский базар» на Никольской улице, дом 17.

К счастью, уцелели барельефы с изображением Святой Цецилии, которые венчают арочные конструкции и над лестницами, и над ложами. Они всегда напоминали о прекрасной покровительнице прославленного зала.

Лишь через 70 лет по инициативе ректора Московской консерватории, профессора Александра Сергеевича Соколова в процессе реставрации Большого зала в 2010–2011 годах было решено воссоздать утраченный витраж.

На двух заседаниях Ученого Совета Московской консерватории детально рассматривался проект восстановления шедевра. Благодаря объединенным усилиям витраж «Святая Цецилия» воссоздан в его подлинном виде и украшает собой прославленный храм музыки.

Прямоугольник партера с трех сторон окружен прогулочными холлами. В них экспонируются живописные полотна. В фойе слева от зала – портрет Ференца Листа (1811–1886); художник — И.Е. Репин, 1844–1930; год создания — 1886).

Ф. Лист. Художник И.Е. Репин. 1886 г.

Ф. Лист. Художник И.Е. Репин. 1886 г.

В фойе справа от зала – портрет Николая Григорьевича Рубинштейна (1835–1881); автор — Василий Николаевич Яковлев, 1893–1953; год создания — 1946).

Н.Г. Рубинштейн. Художник В.Н. Яковлев. 1946 г..jpg

Н.Г. Рубинштейн. Художник В.Н. Яковлев. 1946 г.

Напротив ложи ректората (№ 5) размещается портрет Георгия Васильевича Свиридова (1915–1998); скульптор — Михаил Константинович Аникушин, 1917–1997; год создания — 1977). А вход в директорскую ложу (№ 6) украшает бюст Евгения Федоровича Светланова (1928–2002); автор — Николай Александрович Кузнецов; год создания — 2005).

Бюст Г. Свиридова

Бюст Е. Светланова

Центральная площадка фойе партера украшена колоннами и красивым фигурным фонарем-люстрой. В гостиных, примыкающих к прогулочным холлам, слева располагаются бюсты композиторов Белы Бартока (Венгрия, 1881–1945), Джордже Энеску (Румыния, 1981–1955) и Яна Сибелиуса (Финляндия, 1865–1957), а также шпалера с портретом Джузеппе Верди (Италия, 1813–1957).

Бюст Б. Бартока

Бюст Д. Энеску

Бюст Я. Сибелиуса

Портрет Дж. Верди

Справа экспонируется монументальная картина И.Е. Репина «Славянские композиторы», нашедшая здесь новое место после реставрации здания в 2011 году.

И.Е. Репин. Славянские композиторы. 1871-72 гг.

И. Е. Репин (1844–1930). «Славянские композиторы»

На переднем плане И.Е. Репин изобразил М.И. Глинку (1804–1857), М.А. Балакирева (1836/1837–1910), князя В.Ф. Одоевского (1804–1869) и Н.А. Римского-Корсакова (1844–1908) в военной форме. На втором плане на стуле сидит А.С. Даргомыжский (1813–1869), за его спиной — И.Ф. Ласковский (1799–1855), справа — А.Ф. Львов (1798–1870) в придворном мундире, слушающий что-то говорящего ему А.Н. Верстовского (1799–1862).

У рояля — братья А.Г. Рубинштейн (1829–1894) и Н.Г. Рубинштейн (1835–1881). Между А.Г. Рубинштейном и А.Ф. Львовым стоит А.Н. Серов (1820–1871). Позади этой группы располагаются А.Л. Гурилев (1803–1858), Д.С. Бортнянский (1751–1825), П.И. Турчанинов (1779–1856).

В правой верхней части картины И.Е. Репин изобразил группу польских композиторов: С. Монюшко (1819–1872) — крайний справа, Ф. Шопена (1810–1849), М. Огиньского (1765–1833), К. Липиньского (1790–1861) — на фоне двери.

В левом нижнем углу живописного полотна — портреты чешских музыкантов: Э.Ф. Направника (1839–1916) (1839–1916) — крайний слева, Б. Сметаны (1824–1884), К. Бендля (1838–1897), В. Горака (1800–1871).

Художник изобразил встречу музыкантов, многие из которых никогда не видели и не могли видеть друг друга, ибо жили в разное время. Это аллегория, символизирующая союз славянских композиторов.

Тысячи слушателей Большого зала консерватории видели этот интереснейший групповой портрет русских, польских и чешских музыкантов. Но мало кто знает историю его создания, описанную в книге И.Е. Репина «Далекое близкое».

Окрашенный в светлые тона, Большой зал покоряет строгой простотой своих классических линий и пропорций. Первоначально он насчитывал 1853 места (ныне — 1852). Арку эстрады украшает медальон-барельеф с портретом основателя Московской консерватории Николая Григорьевича Рубинштейна (1835–1881),

а фриз первого амфитеатра — лепной декор с изображением музыкальных инструментов.

Люстра и бра (как и металлические решетки на лестницах) также украшены эмблемами музыки — лирой и трубами.

Важным элементом пластического убранства зала является растительный орнамент, характерный для архитектурных сооружений, возникших на рубеже XIX и XX веков — в эпоху модерна.

Под громадными полуциркульными окнами с обеих сторон зала располагаются портреты-медальоны великих композиторов, которые по повелению Василия Ильича Сафонова (1852–1918) написал художник Николай Корнильевич Бодаревский (1850–1921). Последовательность портретов изначально была такова: слева, начиная от эстрады, — П.И. Чайковский (1840–1893), Л. ван Бетховен (1770–1827), Г.Ф. Гендель (1685–1759), Ф. Шуберт (1797–1828), Р. Шуман (1810–1856), К.В. Глюк (1714–1787), А.Г. Рубинштейн (1829–1894); справа — М.И. Глинка (1804–1857), И.С. Бах (1685–1750), В.А. Моцарт (1756–1791), Й. Гайдн (1732–1809), Ф. Мендельсон (1809–1847), Р. Вагнер (1813–1883), А.П. Бородин (1833–1887).

В 1953 году по решению правительства СССР изображения Кристофа Виллибальда Глюка и Феликса Мендельсона заменили портретами Фредерика Шопена (1771–1810) и Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844–1908) кисти Михаила Аркадьевича Суздальцева (1917–1998), а изображения Георга Фридриха Генделя и Йозефа Гайдна — портретами Модеста Петровича Мусоргского (1839–1881) и Александра Сергеевича Даргомыжского (1813–1869) кисти Николая Петровича Мещанинова (1913–1967).

К 100-летию Большого зала консерватории в 2001 году портреты Гайдна и Мендельсона, случайно обнаруженные на складе, отреставрировали и разместили в фойе партера. После завершения капитального ремонта Большого зала в 2011 году рядом с ними расположили макет зала, который был изготовлен в 2010 году для контроля за сохранением его великолепной акустики.

В истории нашей страны бывали периоды, когда Большой зал использовали не по его главному назначению. Так, во время Первой мировой войны здесь организовали военный госпиталь, а с 1924 по 1933 год в дневные часы в зале работал популярный кинотеатр «Колосс».

На протяжении более 100 лет музыканты всех стран, выступающие в Москве, отдают предпочтение этому великолепному залу, ставшему центром музыкальной жизни столицы. Международный конкурс имени П.И. Чайковского, который с 1958 года является крупнейшим событием в мировой музыкальной жизни, неразрывно связан с Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского — традиционным местом его проведения. Здесь в разные годы проходили торжественные церемонии открытия и закрытия конкурса, прослушивания пианистов, скрипачей и виолончелистов, а также заключительный концерт лауреатов.

Решением Ученого Совета консерватории от 28 ноября 2006 года корпусу Большого зала присвоено имя основателя Московской консерватории Н.Г. Рубинштейна.